Блог ReaBits

VR в кино

Идея виртуальной реальности получила большое развитие в кинематографе. Здесь мы скажем лишь пару слов о наиболее выразительных примерах. По каждой из этих картин мы подготовим отдельный материал. Следите за обновлениями ReaBits.

Эпохальной картиной стал «Трон» («Tron») Стивена Лисбергера, снятая в 1982 года. В этом фантастическом фильме главный герой совершил переход на другую сторону экрана. По сюжету, пользователь оказался внутри программы, почти каждый элемент которой (вспомогательные программы) обладает полноценной личностью. В этой реальности, хоть и временно он потерял права и власть, которые ему давал статус пользователя, став лишь одним из элементов системы.

В другом фильме, «Газонокосильщик» (“The Lawnmower Man” 1992 год) Леонарда Бетта, можно наблюдать иной подход, погружение в виртуальность и полное слияние с программой, как путь сверхчеловека. Здесь, после ускорения мозговых процессов разнообразными стимуляторами и подключения к сети, человек, используя свою власть в виртуальном мире, старается контролировать реальный мир (“синдромом SkyNet”).

В 1995 году на экраны вышла экранизация одного из романов Уильяма Гибсона,«Джонни Мнемоник» («Johnny Mnemonic»). В типичном мире Гибсона чрезвычайную важность имеет свободный или ограниченный доступ к данным и противостояние транснациональным корпорациям.

1995-й можно смело считать началом периода романтизма в сюжетах на тему виртуальной реальности, вышел ещё один примечательный фильм, «Хакеры» («Hackers»). В отличии от примеров описанных выше, этот фильм оказался достаточно лёгким для понимания широкой аудитории, а также сохранял основные идеи свободного информационного пространства.

«Нирвана» (“Nirvana” 1997 год). По распространённому мнению — лучший пример в этом жанре. На деле, оказывается своеобразным взглядом на «миф о пещере» Платона.

И наконец, «Матрица» («Matrix» 1999 год), влияние которой сложно переоценить.

Редактор Гарднер Дозуа сформулировал основной критерий киберпанка:»High tech. Low life». Этот жанр раскрывает опасность кризиса идей, который продолжается до сих пор. Не решив проблемы современности, можно ожидать лишь деградацию. Но в то же время происходит и романтизация человека в сети. Виртуальная реальность даёт достаточно сильную иллюзию силы, что вынуждает многих оставить действительность. В конечном итоге это превращается в некий образ доступного “рая” при жизни.

LEAVE A COMMENT