Блог ReaBits

Писатели о VR

«Всё, что можно сделать с крысой, можно сделать и с человеком. А с крысой мы можем сделать почти всё. Об этом тяжело думать, но это правда. И это не исчезнет, если мы закроем на это глаза. Вот что такое киберпанк».

Брюс Стерлинг, эссе «Киберпанк в девяностых»

В конце ХХ века, тема виртуальной реальности, становится одной из наиболее популярных. Впервые понятие “виртуальная реальность” было введено Уильямом Гибсоном, в его рассказе «Сожжение Хром» («Burning Chrome») в 1982 году. Благодаря Уильяму Гибсон появился отдельный жанр, киберпанк, который в дальнейшем, получил широкое распространение по всему миру. Гибсон смог прописать основные параметры и черты недалёкого будущего, в котором наибольшую ценность имеет информация. Состояние описываемого мира далеко от идеального, здесь лишь усугубились главные проблемы современности, такие как бедность, перенаселение, продовольственный кризис, доступность информации, наркоторговля, преступность и сетевой терроризм. По сути, это обратная сторона информационного общества, результат дальнейшей глобализации и либерализации нашего мира. С появлением новых технологий, старые проблемы так и не были решены. Мир, от которого человек убегал, старался покинуть, спрятавшись по ту сторону экрана, оставался серым и несправедливым. Дополнительный стимул к развитию получило общество потребления. В условиях постоянного обновления средств связи, обработки и хранения информации, компании производители получают огромную прибыль, которую они используют, в том числе и для увеличения влияния на государства. В итоге, основная власть сосредотачивается в руках крупных, транснациональных компаний. Изменился образ борцов за «свободу» и «справедливость». В данном контексте, они принимают облик талантливых хакеров, поставивших во главу угла противостояние корпорациям и коррумпированному правительству. Отчасти, каждый из них, после подключения к сети превращается в сверхчеловека, способного преодолеть практически любую систему защиты информации.

Примечательно то, что достаточно широкое распространение киберпанк получил в России. Среди отечественных авторов стоит отдельно отметить  Сергея Лукьяненко и его трилогию «Лабиринт отражений» (1997 — 1999), а также Вадима Панова и его серию книг «Анклавы» (2005 — 2010). Отличительная черта этих авторов — частичный отказ от традиционно мрачного, «гибсоновского» варианта будущего. Лукьяненко постарался развить идею сетевого города и виртуальной экономики. В его книгах существует виртуальный город, как полноценное отражение реальности. Офисы, в которых каждая уважающая себя компания покупает пару этажей, бары и рестораны, в которых проходят виртуальные концерты за небольшую плату, дискуссионные клубы вместо привычных форумов и так далее. В “Лабиринте отражений” это стало возможным благодаря программе, которая воспринимается сознанием, как объективная реальность. Появляется великое множество новых услуг, оказываемых в виртуальности. Начиная с уже привычных нам, таких как просмотр фильма или виртуальный концерт, заканчивая виртуальной недвижимостью.

Вадим Панов развивал идею столкновения нового, быстро развивающегося мира виртуальности и киберпространства, с традиционным, старым миром. Для нового мира был подобран термин «Эпоха Цифры». Он подразумевает, тотальную оцифровку любой информации, максимальную интеграцию сети с материальным миром, вплоть до переноса человеческого сознания в киберпространство. Старый мир был обозначен, как древние «Традиции», каждая из которых предлагает свой вариант познания окружающего мира и управления им. 

LEAVE A COMMENT